Кафедра компьютерного моделирования и автоматизации проектирования

  • О кафедре
  • Контакты
  • Учебная работа
  • Воспитательная работа
  • Научная деятельность
  • Изучаемые дисциплины
Аликов Алан Юрьевич / Заведующий кафедрой, к.т.н., доц.

Кафедру можно считать правопреемником кафедры «Системы автоматизированного проектирования», которая была создана 1 ноября 2005 года, а позже – в 2018 году она была объединена с кафедрой «Автоматизированная обработка информации», в результате чего была образована кафедра «Информатика и вычислительная техника». 1 июля 2022 года приказом и.о. ректора СКГМИ(ГТУ) путем реорганизации кафедры «Информатика и вычислительная техника» вновь была выделена кафедра, но уже с новым наименованием - «Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования»

Кафедра готовит выпускников по следующим уровням образования: бакалавриат, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура). Прием на направления подготовки осуществляется по очной, очно-заочной и заочной формам обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Кафедру возглавляет к.т.н., доц. Аликов Алан Юрьевич.

На кафедре реализуются следующие направления подготовки, входящие в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики:

  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, профиль «Системы автоматизированного проектирования» (бакалавриат);
  • 09.04.01 Информатика и вычислительная техника, профиль «Системы автоматизированного проектирования» (магистратура);
  • 2.3.7. Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования (аспирантура).
Зав.кафедры:
+7 (8672) 407-525
Преподавательская:
+7 (8672) 407-526
Месторасположение

1 корпус, 5 этаж

Учебная работа кафедры «Компьютерное моделирования и автоматизация проектирования» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение учебного процесса, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной, практической и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы кафедры.

Основной вектор работы кафедры направлен на максимальное удовлетворение запросов работодателей, внедрение в работу преподавателей кафедры современных подходов и достижений, как в предметной области, так и в области педагогики.

Учебно-методическая работа преподавателей кафедры направлена на:

  • составление методических указаний и пособий по преподаваемым дисциплинам;
  • разработка авторских рабочих программ по преподаваемым дисциплинам;
  • совершенствование методики проведения учебных занятий;
  • подготовку и издание учебных пособий по дисциплинам реализуемой образовательной программы;
  • подбор оригинального материала, что позволит изучать дисциплины по разным уровням подготовленности студентов;
  • подготовку студентов к защите выпускных квалификационных работ;
  • широкое использование социальных сетей, возможностей Skype, ZOOM и др. для проведения онлайн-занятий, видеоконференций и вебинаров, направленных на создание эффективной дистанционной системы качественного высшего образования;
  • создание фондов оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации, разработка банков тестовых заданий;
  • взаимопосещение учебных занятий преподавателями кафедры с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Совершенствование учебного процесса осуществляется путем внедрения новых форм обучения при сохранении хорошо зарекомендовавших себя традиционных форм:

  • интенсивные формы обучения;
  • проектный метод обучения;
  • использование ролевых и деловых игр;
  • кейс-метод;
  • метод интеллект-карт;
  • мозговой штурм;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Проведению на высоком профессиональном и методическом уровне занятий, способствует и то, что все преподаватели кафедры регулярно проходят курсы повышения квалификации как по читаемым дисциплинам, так и по методике преподавания в вузе.

Со студентами первого и второго курсов работают кураторы, которые помогают решать различные вопросы, связанные как с учебным процессом, так и внеучебной деятельностью. Со студентами старших курсов работают наставники из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, которые консультируют и помогают будущим выпускникам в совершенствовании профессионального уровня и в повышении уровня научной и методической подготовки. Студенты имеют возможность заниматься в различных спортивных и творческих секциях. Систематическое освещение учебного, научного и творческого процессов можно увидеть на официальной странице факультета и университета. За отличную учебу, научную деятельность, спортивные достижения, за участие в студенческой весне, студенты получают материальное вознаграждение и другие ценные призы.

Научно-исследовательская работа на кафедре включает в себя проведение научных исследований, подготовку научных публикаций, диссертационные исследования, проведение научных мероприятий и научно-исследовательскую работу студентов.

Научная деятельность кафедры в целом направлена на решение следующих задач:

  • создание условий и расширение перспектив для научного и профессионального роста профессорско-преподавательского состава;
  • интеграция учебного, научного и инновационного процессов, использование результатов научной деятельности в учебном процессе, в подготовке кадров высшей квалификации, переподготовке специалистов, широкое привлечение обучающихся к научной работе коллектива кафедры;
  • активное участие профессорско-преподавательского состава в фундаментальных и прикладных научных исследованиях, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в различные отрасли промышленность;
  • защита кандидатских и докторских диссертаций, подготовка научно-педагогических кадров вышей квалификации;
  • установление творческих контактов с ведущими учеными, вузами и научными учреждениями Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья;
  • подготовка научных публикаций.

Кафедра осуществляла научно-исследовательскую деятельность в соответствии с планом работы кафедры, в том числе и совместно с управлением по научной деятельности университета.

Кафедра ведет активную работу в части организации научных исследований студентов, которая осуществляется в рамках организации учебного процесса, а также выполнения выпускных квалификационных работ магистрантов.

Ежегодно на кафедре осуществляется работа по подготовке кандидатских диссертаций с аспирантами и соискателями. Научное руководство ими осуществляют: проф. Хатагов А.Ч., доценты Аликов А.Ю. и Калиниченко А.В.

Ряд сотрудников кафедры работает над подготовкой докторских диссертаций.

Основные направления научно-исследовательской деятельности на кафедре:

  • компьютерное моделирование и автоматизация проектирования различных объектов (СВЧ приборы с повышенным КПД, объекты микроэнергетики, перспективные системы автотранспорта и др.);
  • математическое моделирование различных технологических процессов с целью их оптимизации;
  • машинное обучение; анализ данных и искусственный интеллект;
  • разработка программно-аппаратных учебно-методических комплексов (с модулем виртуальных лабораторных работ);
  • разработка диалоговых методов автоматизации поиска семантически похожих документов;
  • моделирование процесса перколяции на многопроцессорных системах и возможность применения теории перколяции для анализа компьютерных сетей.

Студенты, обучающиеся на кафедре «Компьютерное моделирования и автоматизация проектирования», имеют возможность проводить научные исследования по всем интересуемым направлениям под руководством ведущих преподавателей кафедры. Лучшие научные студенческие работы публикуются в различных российских и международных изданиях.

В процессе обучения студенты, обучающиеся по программам бакалавриата, помимо общеобразовательных дисциплин, таких как История России, Философия, Физическая культура и спорт, Безопасность жизнедеятельности, Математический анализ, Линейная алгебра и геометрия, Теория вероятностей и математическая статистика и др., изучают следующие специальные дисциплины, относящиеся к профилю «Системы автоматизированного проектирования»:

  • компьютерная графика;
  • программирование на языках высокого уровня;
  • системы искусственного интеллекта;
  • сети ЭВМ и телекоммуникации;
  • объектно-ориентированное программирование;
  • технология программирования .Net Framework;
  • управление данными в САПР;
  • архитектура Web-ориентированных САПР;
  • имитационное моделирование;
  • геометрическое моделирование в САПР;
  • механика и проектирование деталей машин;
  • лингвистическое и программное обеспечение САПР;
  • реверсивный инжиниринг;
  • модели и методы анализа проектных решений;
  • разработка САПР;
  • многовариантный анализ в САПР;
  • прикладные пакеты прочностного анализа;
  • автоматизация конструкторского и технологического проектирования;
  • основы BIM-техологий;
  • САПР в архитектуре и строительстве;
  • CAM-системы;
  • основы теории управления;
  • объекты и их свойства в прикладных САПР;
  • кроссплатформенные приложения;
  • разработка и дизайн Web-сайтов;
  • криптография и безопасность компьютерных сетей
  • и др.

Студенты, обучающиеся по программе подготовки магистратуры, изучают следующие специальные дисциплины:

  • методы оптимизации;
  • технология Big Data;
  • серверные операционные системы;
  • методы и технологии искусственного интеллекта;
  • интеллектуальные подсистемы САПР;
  • интерполяция и экстраполяция экспериментальных данных;
  • глобальные и корпоративные компьютерные сети;
  • технологии программирования станков с ЧПУ;
  • инструментальные средства САПР;
  • программирование приложений в CAD-системах;
  • технология блокчейн;
  • основы проектирования приложений Интернета вещей
  • и др.

По всем учебным дисциплинам разработаны рабочие программы и используются учебно-методические комплексы, являющиеся авторскими разработками преподавателей кафедры.

Кадровый состав

Хатагов Александр Черменович
Декан ФИТЭТ, к.т.н.
Калиниченко Алла Викторовна
Доцент, к.т.н.
Дадтеева Алла Максимовна
Старший преп.
Хатагов Заурбек Александрович
Старший преп.
Аликов Алан Юрьевич
Заведующий кафедрой, к.т.н.
Юрошева Татьяна Александровна
Доцент, к.т.н.
Крыжановская Ирина Викторовна
Старший преп.

История кафедры

Учебные практики

Учебным планом подготовки бакалавров направления подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (профиль "Системы автоматизированного проектирования") предусмотрены следующие практики:

  • ознакомительная практика - 2 семестр;
  • технологическая (проектно-технологическая) практика - 4 сем.;
  • научно-исследовательская работа - 6 сем.;
  • преддипломная практика - 8 сем.

Студенты, обучающиеся по программе подготовки магистратуры, проходят следующие практики:

  • ознакомительная практика - 1 сем.;
  • научно-исследовательская работа - 2 сем.;
  • преддипломная практика - 4 сем.;
  • научно-исследовательская практика - 4 сем.;
  • технологическая (проектно-технологическая практика) - 4 сем.

В зависимости от вида практики студенты направляются в ведущие предприятия республики: проектные организации; предприятия, эксплуатирующие программно-управляемое технологическое оборудование; организации, предоставляющие инфокоммуникационные услуги. Кроме того, по некоторым видам практик студенты проходят подготовку на базе кафедры «Компьютерное моделирования и автоматизация проектирования», включая лабораторию САМ-технологий.

Базы производственных практик

Кафедра имеет большой спектр договоров о сотрудничестве и прохождении всех видов практик с рядом ведущих предприятий республики.

В зависимости от вида практики студенты могут направляться:

    в проектные организации республики:

  • ОАО «Кавказцветметпроект»,
  • ОАО «Севоспроект»,
  • Мастерская архитектора «Аликова» и др.;

  • на предприятия, эксплуатирующие программно-управляемое оборудование:

  • Мебельная фабрика «РОКОС»;
  • АО «НПО «Бином»;
  • ООО «Цех» и др.;

  • в организации, предоставляющие инфокоммуникационные услуги:

  • ПАО «Ростелеком»,
  • ООО «Глобал Алания»
  • и др.

Достижения кафедры

Основные достижения кафедры выражаются в проводимой научно-исследовательской работе, грантовой деятельности и защите научных диссертаций по следующим основным направлениям:

  • компьютерное моделирование и автоматизация проектирования различных объектов (СВЧ приборы с повышенным КПД, объекты микроэнергетики, перспективные системы автотранспорта и др.);
  • математическое моделирование различных технологических процессов с целью их оптимизации;
  • машинное обучение;
  • анализ данных и искусственный интеллект;
  • разработка программно-аппаратных учебно-методических комплексов (с модулем виртуальных лабораторных работ);
  • разработка диалоговых методов автоматизации поиска семантически похожих документов;
  • моделирование процесса перколяции на многопроцессорных системах и возможность применения теории перколяции для анализа компьютерных сетей.

Студенты, обучающиеся на кафедре «Компьютерное моделирования и автоматизация проектирования», имеют возможность проводить научные исследования по всем интересуемым направлениям под руководством ведущих преподавателей кафедры. Лучшие научные студенческие работы публикуются в отечественных и зарубежных изданиях.

Материально-техническая база

Кафедра «Компьютерное моделирования и автоматизация проектирования» оснащена вычислительными системами, терминальным оборудованием и программными средствами, обеспечивающими высокое качество учебного процесса и научных исследований.

При кафедре функционируют:

  • четыре компьютерных класса, оснащенных современными аппаратно-программными комплексами;
  • лаборатория САМ–технологий (Computer-aided manufacturing - компьютеризированного производства), позволяющая проектировать технологические процессы, синтезировать программы для программно-управляемого технологического оборудования, моделировать процессы станочной обработки и многое другое;
  • сетевая академия CISCO, нацеленная на подготовку IT-специалистов по таким направлениям, как сети передачи данных, программирование, системное администрирование, интернет вещей.

Партнеры кафедры

Кафедра имеет большой спектр договоров о сотрудничестве и прохождении всех видов практик с рядом ведущих предприятий республики: проектные организации - ОАО «Кавказцветметпроект», ОАО «Севоспроект», Мастерская архитектора «Аликова» и др.; предприятия, эксплуатирующие программно-управляемое оборудование - Мебельная фабрика «РОКОС»; АО "НПО "Бином"; ООО «Цех» и др.; организации, предоставляющие инфокоммуникационные услуги - ПАО «Ростелеком», ООО «Глобал Алания» и др.

Ведущие специалисты предприятий-партнеров участвуют в актуализации учебных планов, рабочих программ дисциплин и рецензируют образовательные программы с целью наиболее полного соответствия уровня подготовки выпускников требованиям работодателей.

Трудоустройство выпускников


Системы автоматизированного проектирования - одно из перспективных IT-направлений, востребованность которой вызвана самым широким применением компьютерного моделирования и автоматизации проектирования во всех предметных областях, что требует как разработки новых САПР, так и адаптации, доработки существующих.

Профиль САПР направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» обеспечивает подготовку высококвалифицированных разработчиков и пользователей современного программного обеспечения для решения задач, как в области проектирования, так и во многих других областях. Студенты профиля САПР изучают не только языки программирования, но и современные программные продукты, позволяющие решать задачи проектирования, создавать анимационную трехмерную графику, прорабатывать вопросы компьютерного дизайна, реинжиниринга и т.д.

Специалист по САПР - это:

  • программист, владеющий в дополнение к универсальным языкам программирования и языками, имеющимися в САПР, не известными «обычным» программистам;
  • специалист, имеющий углубленную математическую подготовку и владеющий инженерией знаний в проектировании и системном анализе;
  • специалист, работающий с различными автоматизированными системами и пакетами программ, позволяющих создавать цифровой прототип объекта, проводить инженерный анализ проектируемого объекта, синтезировать управляющие программы для соответствующего программно-управляемого оборудования и многое другое;
  • системный интегратор, разрабатывающий и реализующий телекоммуникационные проекты компьютеризации организаций;
  • специалист, владеющий технологиями реинжиниринга, позволяющими на основе готового физического прототипа какого-либо изделия создавать конструкторско-технологическую документацию для его последующего производства.

Фундаментальная компьютерная подготовка позволяет специалистам в области САПР работать в любых областях, связанных с информационными технологиями.

Выпускники кафедры востребованы не только в республике, но и далеко за её пределами.

Новости

Подведены итоги реализации федерального проекта «Искусственный интеллект».

Подведены итоги реализации федерального проекта «Искусственный интеллект».

В Московском физико-техническом институте (национальном исследовательском университете) завершила работу Всероссийская конференция по...
Подведены итоги конкурса по системному администрированию и информационной безопасности «Uptime»

Подведены итоги конкурса по системному администрированию и информационной безопасности «Uptime»

Центр цифрового образования детей «IT-куб» совместно с кафедрой «Компьютерное моделирование и автоматизация...